Пушкинский дом

Улица Пушкина, 179

Объект культурного наследия регионального значения.

Годы постройки: 1901
Архитектор: И. А. Фомин.
Назначение постройки:
общественное учреждение.

Пушкинский народный дом был заложен в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина.

Идея народных домов возникла в России еще в начале 90-х годов XIX века. В Майкопе эта идея почти сразу получила реальную поддержку с той поправкой, что здешний народный дом решили назвать Пушкинским.

Правление артистического кружка открыло сбор средств на строительство народного дома. Городской голова С. И. Иванов обратился к горожанам с просьбой о посильных денежных пожертвованиях.

Место для строительства пожертвовал крупный коммерсант, отдав под снос две старые большие постройки, так что особых затрат на строительные материалы со стороны города не понадобилось.

Архивные документы говорят, что к весне 1899 года «на устройство Пушкинского дома для народных чтений со световыми картинами, лекций, концертов и зрелищ, имеющих образовательное и воспитательное значение, было собрано» частных пожертвований деньгами и материалами на сумму 5358 рублей.

29 апреля 1899 года в «Кубанские областные ведомости» поступила телеграмма от майкопского корреспондента: «Майкоп. Дума единогласно вчера постановила увековечить память Пушкина устройством Дома народных развлечений и открытием женской прогимназии».

В ноябре 1900 года Пушкинский народный дом был открыт.

Здесь шли спектакли майкопского артистического кружка, проходили лекции народного университета, благотворительные концерты, выступали театральные труппы из других городов России и даже из столиц.

В правом крыле Пушкинского дома разместилась городская библиотека.

Родители Евгения Шварца играли в труппе артистического кружка. Женя часто бывал в Пушкинском народном доме и спустя десятилетия подробно описал его в дневниках.

«Городской сад я уже описал. С левой стороны примыкал к нему Пушкинский дом, большое, как мне казалось тогда, красивое кирпичное здание. В одном крыле его помещалась городская библиотека, окна которой выходили в городской сад, а все остальное помещение было занято театром. Занавес театра представлял собою копию картины Айвазовского: Пушкин стоит на скале низко, над самым Черным морем. Помню брызги прибоя – крупные, как виноград. Автором этой копии был архитектор, строивший Пушкинский дом. Старшие, к моему огорчению, не одобряли его работу. Это мешало мне восхищаться занавесом так, как того жаждала моя душа. Я вынужден был скрывать свои чувства».

«Итак, в дождь и грязь, перебравшись через площадь против дома Соловьевых, мимо городского сада, полный праздничных предчувствий пришел я с мамой в Пушкинский дом».

«И вот, наконец, занавес дрогнул и взвился под потолок. Новая моя любовь – Древняя Греция – поглотила меня с головой. И не только меня. Отчаянные майкопские парни, наполнявшие галерку, и случайно забредшие обыватели, разбросанные по партеру, смотрели (…) с величайшим вниманием и волнением. Так же, как и я, не разбирали они, кто как играет. Но зато, когда жена зубного врача Круликовского, исполнявшая роль дочери Креза, протянула кубок с ядом моему папе, с галерки крикнул кто-то сдавленным, неуверенным голосом, словно во сне: «Не пей!»

«Не пей!» поддержали его в партере. После окончания спектакля актеров долго вызывали, и я хлопал, стучал ногами и кричал чуть ли не громче всех».

«Я стал гораздо самостоятельнее. Я один ходил в библиотеку вот тут и началась моя долгая, до сих пор не умершая любовь к правому крылу Пушкинского дома. До сих пор я вижу во сне, что меняю книжку, стоя у перил перед столом библиотекарши, за которым высятся ряды книжных полок…»

«Я узнал от мамы, что приехал синематограф, будут показывать картины, на которых все движется, как живое. И вот это свершилось. Занавес с Пушкиным и каплями, крупными, как виноград, был поднят. Вместо него висело туго натянутое белое полотно, политое водой. Вот на нем появился светящийся прямоугольник, неведомо откуда взявшийся. В те дни проекционная камера помещалась по ту сторону экрана. Затем он сменился названием картины, написанным не по-русски. Заиграл оркестр, и начались чудеса».

И в советское, и в постсоветское время здесь служили культуре.

В Пушкинском доме размещался драматический театр, некоторое время филармония, затем две труппы: Национального театра РА и Русского драматического театра.

В честь празднования 200-летия со дня рождения поэта в 1999 году зданию было возвращено прежнее название «Пушкинский народный дом», на площади перед ним установлен бюст А. С. Пушкина.

Первоначальный внешний вид здания в результате реконструкций утрачен.