Типография Чернова

Улица Первомайская, 185

Объект культурного наследия регионального значения.

Архитектурный стиль:
псевдомодерн.
Годы постройки: 1907
Архитектор: неизвестен.
Назначение постройки:
общественное учреждение.

Типография П. Чернова вошла в историю революционного движения России в связи с восстанием Урупского полка, которое датируется 1905 годом, что вносит коррективы в сведения о годах строительства здания.

В типографии П. Чернова в 1905 году тиражом 10000 экземпляров было напечатано воззвание восставшего Второго Урупского казачьего полка.

Причиной восстания стало жестокое обращение начальства с казаками, а также использование казаков для разгона митингов и демонстраций.

Владелец типографии П. Чернов отказывался печатать воззвание без разрешения полицмейстера, но власть в городе фактически находилась в руках урупцев, и полицмейстер вынужден был уступить.

Прокламация была подписана следующим образом: «По вынуждению урупцев и в ограждение спокойствия города разрешил к печатанию и. д. полицмейстера – Ромащук. Майкоп. Тип. П. Чернова».

В 1905 – 1907 гг. в типографии выпускались бюллетени Петербургского телеграфного агентства.

11 июля 1910 года в типографии Чернова был напечатан первый номер «Майкопской газеты» – родоначальницы печатной прессы нашего города.

В Майкопе до 1917 года издавались газеты: «Майкопское эхо», «Майкопская жизнь», «Майкопская газета», «Майкопский листок», «Майкопские новости». Все они просуществовали недолго – год-два, и только «Майкопское эхо» выходило 6 лет, вплоть до 1917 года.

Евгений Шварц, будучи студентом, писал сестрам Соловьевым в Майкоп: «Когда цветок оторвешь от родной почвы – он умирает. Шлите же, шлите мне майкопское эхо с местной жизнью».

«(…) (Кстати, пришли мне бандеролью несколько номеров «Майкопского эха» с отделом «Местная жизнь». Очень прошу.) За Майкоп сейчас я бы отдал полцарства, все царство, Брехаловку только себе».

Типография Чернова упоминается в дневниках и в связи с событиями 1905 – 1907 гг.

«А жизнь становилась все тревожней. В Майкопе газеты не издавались, но кто-то, кажется, типограф Чернов, стал выпускать бюллетени – небольшие узкие полоски бумаги с телеграммами о последних новостях. Эти бюллетени расхватывались и жадно перечитывались. Впервые я заметил в скобках после названия города, откуда передавалась телеграмма, три прописные буквы: «ПТА» – Петербургское телеграфное агентство. Опытных наборщиков и корректоров в городе не существовало, поэтому в бюллетенях попадалось много ошибок.

Телеграмма о беспорядках в Феодосии заканчивалась дословно так: «Сгорел подарок городу художника Айвазовского – пожар. По городу картина». Это мне показалось сногсшибательно смешным, и всем гостям я показывал бюллетень с этой опечаткой».

В настоящее время здание входит в комплекс корпусов Адыгейского государственного университета.