Армянская церковь

Улица Победы, 10

Объект культурного наследия регионального значения.

Архитектурный стиль:
провинциальный модерн.
Годы постройки: 1901 – 1912
Архитектор: неизвестен.
Назначение постройки:
общественное учреждение.

На территории, занимаемой сегодня Северокавказским филиалом Государственного музея Востока, в начале ХХ века располагались важные для армянской общины города учреждения: церковь, дом купеческого собрания, до постройки специального здания школа.

Это объясняет, почему улица в тот период называлась Армянской.

На сегодняшний день сохранился претерпевший реконструкцию дом Армянского купеческого собрания, в котором расположен филиал музея Востока.

Армянская церковь во имя Григора Просветителя была освящена 20 сентября 1901 года.

Инициатором ее строительства стал купец Мхитар Терзиян (Макар Борисович Терзиев), человек известный в Майкопе своей благотворительностью.

Когда Мхитар Терзиян умер, его похоронили в церковном приделе.

В годы богоборчества памятник и захоронение были осквернены и, казалось, утеряны.

В 1905 году при церкви сыновья и брат Мхитара Терзияна основали армянскую школу, для которой в 1909 году было построено специальное здание в другой части города (ул. Пролетарская, 234).

В 1908 году на деньги Якова Терзиева – сына Мхитара рядом с армянским храмом был построен дом Армянского купеческого собрания.

В 2004 году при строительстве нового крыла здания филиала музея Востока рабочие раскопали старинную надгробную плиту из цельного чёрного гранита… Так было найдено захоронение Мхитара Терзияна и с почестями перенесено в придел современной армянской церкви.

Армянская община сыграла значительную роль в развитии города.

В дневниках Шварца упоминаются:

купец II гильдии и владелец спиртзавода Георгий Никитович Шапошников;

Хачатур (Христофор) Георгиевич Шапошников – ученый-биолог, основатель Кавказского биосферного заповедника;

Никита Георгиевич Шапошников – врач-офтальмолог;

купцы братья Хыдышьян;

Оганов Иван Богданович – владелец электробиографа и роликового трека в городском саду;

Берберов Нерсес Григорьевич – владелец театра-иллюзиона «Модерн»;

учитель Драстомат Яковлевич Тер-Мкртчан и другие.

«Появились у нас еще знакомые. Долго собирались мы пойти к Христофору Георгиевичу Шапошникову. О нем говорили, что принадлежащая ему коллекция бабочек известна чуть ли не во всем мире. (…)

Старшие признавали, что Христофор молодец, страстный, знающий свое дело натуралист, что его именем назван новый вид зверька, найденный им в горах недалеко от Майкопа, что горцы, адыгейцы, необыкновенно уважают его».

Упоминается в дневниках и армянская церковь, часто как ориентир (в Майкопе начала XX века редко пользовались названиями улиц).

«И вот я играл во дворе, пока не начинал звонить унылый колокол армянской церкви. Она еще не была достроена. Колокола ее, временные, помещались под навесом маленькой, невысокой деревянной звонницы во дворе. Колокол звонил заунывно, тревожил мою совесть, напоминая о неотвратимых обязанностях ученика реального училища. Но я все откладывал да откладывал».

«Скоро толпа с пением «Марсельезы», которую тут я услышал в первый раз в жизни, двинулась с пустыря, мимо армянской церкви к аптеке Горста и оттуда налево, мимо городского сада».

«На большой улице, куда ты попадал, пройдя армянскую церковь и свернув направо, открылся постоянный синематограф, или кинематограф, братьев Берберовых».