Реальное училище

Улица Пушкина, 173

Объект культурного наследия регионального значения.

Архитектурный стиль:
эклектика.
Годы постройки: 1900 – 1905
Архитектор: неизвестен.
Назначение постройки:
учебное учреждение.

В начале 1900 года в печати было обнародовано официальное решение Государственного совета: «…Открыть с 1 июля 1900 г. в Майкопе… реальное училище с основными отделениями в 5 и 6 классах и с дополнительным классом».

С 1904 года училище носило имя наследника престола цесаревича Алексея.

В 1905-м году рядом с прежним деревянным арендуемым строением был возведен основной корпус двухэтажного кирпичного здания.

Новое здание Алексеевского реального училища, богато декорированное с фасадной стороны, считалось одной из самых красивых городских построек.

Бессменным директором училища и председателем педагогического совета был Василий Соломонович Истаманов ученик Д. И. Менделеева, приверженец педагогической системы К. Д. Ушинского.

Преподаватели реального училища – не только интеллектуальная элита города, но и активные участники его культурной жизни, лекторы Народного университета.

Первые исследования по истории Майкопа написаны преподавателями С. В. Фарфоровским «Статистико-географическое описание г. Майкопа и Майкопского отдела» и М. А. Харламовым «История возникновения и развития города Майкопа в связи с историей Закубанского края».

Алексеевское реальное училище стало ведущим учебным заведением города и Майкопского отдела, центром серьезной общественно-педагогической и учебно-методической работы.

Годы и события, связанные с реальным училищем, часто вспоминал Евгений Львович Шварц.

«Вот так и шли дни за днями, полные горестей и радостей, и приблизилась весна 1905 года. Я пошел держать экзамен в реальное училище».

«Сколько моих снов внезапно из разных времен и стран приводили меня в знакомые длинные коридоры с кафельными полами, или в классы, или в зал с портретами писателей. Очевидно, те восемь лет, что проучился я в реальном училище, оставили вечный отпечаток на моей душе, если я через сорок с лишним лет чувствую себя, как дома, очутившись во сне на уроке или на скамейке в зале».

«Младшие классы занимались во втором этаже, старшие в первом. Кирпичное, неоштукатуренное просторное здание училища было одним из самых больших в городе»

«В общем зале на большой перемене выдавались горячие завтраки. Продавались? Платили за них так дешево, что скорее выдавались».

«С первого класса мечтал я о счастливом времени, когда попаду я в физический кабинет или начну рисовать в рисовальном. Первый прельщал меня шкафами с непонятными приборами…

Имелся даже рентгеновский аппарат (…)

Рисовальный восхищал меня пюпитрами, расположенными амфитеатром. Внизу в нише на черном фоне возвышалась гипсовая статуя Аполлона в размере подлинника».

«Реальное училище, переродившееся, потерявшее все признаки будней. На вешалках младших – пальто гимназисток, пахнет духами. В синих платьицах с белыми фартуками, таинственные, приводящие в мучительное смущение, оцепенение, едва только подумаешь о том, чтобы заговорить с ними, девочки. Я только кланяюсь и вглядываюсь. Где же Милочка?»

«До первых чисел июня собирались мы в опустевшем училище, никак не понимая, что кончается огромный период нашей жизни и мы расстаемся навеки. Очень уж весело нам было в то время. До того весело, что мы не говорили, а орали, не ходили, а бегали (…)

На балконе, расположенном на крыше широкого крыльца, на стенах у стеклянных дверей, ведущих в зал, мы расписались все на память, а я нарочно крупнее всех, да еще обвел фамилию свою рамкой. На беду, расписался я химическим карандашом, и, когда прошел дождь, фамилия моя выступила с ужасающей ясностью».

Реальное училище просуществовало до 1920 г.

Затем здесь всегда были школы, и только с 1943 по 1947 год размещалось Краснодарское суворовское училище.